Школьный музей

Школьный музей-онлайн

Традиции музея

Традиции музея

Стало традицией, что учащиеся 5-6 классов, входящие в актив школьного музея, проводят музейные уроки для  начальной школы. Мы не нарушили эту традицию и в этом учебном году. Музейный урок, на котором побывали учащиеся 1 – 3 классов, назывался «Письма из Овсянки». Это необычный урок: в гости к детям пришел почтальон Печкин, в сумке которого были письма из Овсянки. А в письмах и песни, и скороговорки, и считалки, и, конечно, веселые игры. Материалы для подготовки этого урока взяты из книги «У астафьевских родников», поэтому действительно имеют непосредственное отношение к родине писателя. Уроки проходят в интерактивном режиме, поэтому очень нравятся детям.

О музее

1 сентября 2002 года в Подтесовской  школе был открыт музей В. П. Астафьева.  И это, конечно же,  было связано  с присвоением школе  имени писателя.

Так как музейное дело – это совершенно новая форма деятельности для нашей школы, нам было необходимо изучить азы музейного дела и выбрать для себя направления работы, ведь школьный музей помимо традиционных музейных функций призван решать функции обучения и воспитания.

Поскольку это школьный литературный музей, то совершенно естественно, что помимо выставочной деятельности он обязан вести и образовательно-просветительскую, и научно-исследовательскую работу.

Начиная с 2003 года, на базе музея проходят итоговые конференции регионального конкурса «Золотая осень В.П.Астафьева», в работе которых принимают участие писатели, работники музеев края, участники и победители конкурса.

С днем рождения, Мастер! Этими словами вот уже седьмой год начинается в нашей школе не совсем обычное, но поистине замечательное мероприятие – «Музейная ночь», которая проводится в последнюю субботу апреля и посвящается дню рождения писателя. Ребята имеют возможность самореализации, общения в нестандартной обстановке, так как могут стать участниками различных гостиных: литературной, музыкальной, театральной, попасть на танцевальную ретро-площадку или попить чаю из самовара с домашними пирогами. Для каждого находится занятие по душе. Положительным является также и то, что в рамках данного проекта объединяются творческие коллективы школы и поселкового дома культуры, школы искусств.

Мы всегда рады нашим гостям: это учителя и учащиеся правобережных школ, родители, жители поселка. И каждая музейная ночь – это шаг в изучении биографии писателя.

Работа музея не прекращается и летом. Для этого разработана программа летнего образовательного модуля «Память», которая реализуется при участии учащихся школ Енисейского района.

Вся деятельность в музее организуется советом музея, в который входят учащиеся 5 – 11 классов. Учащиеся пятых классов – начинающие музейщики – проводят музейные уроки для учащихся младших классов.

Одним из интереснейших направлений деятельности музея стала реализация проекта «По астафьевским местам».

В проекте пять этапов, отражающих жизненный и творческий путь писателя. Первый этап — жизнь в Овсянке. Для его реализации летом 2008 года участники проекта отправились в экспедицию. Мы расположились на живописном берегу реки Маны, не раз описанной Виктором Петровичем в его произведениях. Каждый день выезжали в Овсянку, беседовали с местными жителями и родственниками писателя.

Увидев места, где проходило детство писателя, юные астафьевоведы поняли, что значит для человека связь с родной землей, с людьми, живущими на ней. И слова «малая родина» стали трогательными и понятными для них.

Ребята получили уникальную возможность пройти по местам, где жили герои писателя, где бегал с друзьями Витя Астафьев, увидели огород, с любовью воспетый писателем.

Все это не могло оставить их равнодушными и вылилось в творческие работы, которые были собраны в небольшой сборник «Вдохновленные писателем». А видеоматериалы легли в основу фильма «На родине писателя».

Второй этап проекта – творческая экспедиция в Игарку, город, с которым связаны не самые лучшие страницы биографии писателя, — разлад в семье, бродяжничество, детский дом. Главная цель, которую мы поставили перед собой, — рассказать всем о нашем любимом писателе, известном во всем мире, но, к сожалению, не всегда читаемом и почитаемом в его родном крае. Мы хотим, чтобы люди, живущие рядом с нами, знали и ценили культуру земли, на которой они живут. А творчество писателя В.П.Астафьева – неотъемлемая часть этой культуры.

Этим же летом участники «Чусовских малых астафьевских чтений» смогли побывать в г.Чусовом. Это третий этап проекта – чусовской и пермский периоды жизни В.П.Астафьева.

Период очень интересный и очень важный в судьбе писателя, ведь именно в Чусовом начался творческий путь писателя, был написан его первый рассказ.

Участники проекта побывали в Перми, у дома, в котором жил Виктор Петрович и где к юбилею писателя была открыта мемориальная доска. Затем в городе Чусовом, в который в ноябре 1945 года ступила нога « веселого солдата» Виктора Астафьева. Также побывали в доме-музее В.П.Астафьева, который построил сам писатель и в котором прошли нелегкие, но очень насыщенные творчеством годы его жизни. К 85-летию писателя был открыт Литературный музей в здании бывшего колбасного цеха, где Виктор Петрович работал ночным сторожем. Именно в этом здании во время одного из дежурств был написан первый рассказ «Гражданский человек». Есть астафьевский зал и в библиотеке имени А.С.Пушкина. Но самое главное в этой поездке было то, что мы имели возможность пообщаться с людьми, хорошо знавшими Виктора Петровича.

Реализация четвертого этапа проекта состоялась летом 2010 года. Пройдя три этапа проекта, мы понимали, что обязательно должны побывать в Вологде – городе, где Виктор Петрович прожил 11 лет: с 1969 по 1980-й, где написал свою знаменитую «Царь-рыбу» и стал лауреатом Государственной премии. Мы, конечно, предполагали, что поездка будет интересной, но увиденное превзошло все ожидания. Даже погода была неожиданной для северного города: яркое солнце и никаких комаров! Приятно удивила и архитектура: Вологда напомнила нам Енисейск. Многие здания отреставрированы и имеют своеобразные названия: эрмитаж, дворянское собрание – совсем как в Петербурге. Город очень красивый, уютный, гостеприимный, это родина К.Батюшкова, Н.Рубцова, В.Белова, А.Яшина, В.Шаламова. Мы прошли по литературным и историческим местам Вологды, познакомились с писателем Р.А.Балакшиным, учеником В.П.Астафьева, приблизившись еще на шаг к завершению проекта.

Летом 2011 года проект был завершен. Мы вновь побывали в Овсянке, поработали в музеях г.Красноярска, встретились с людьми, общавшимися с Виктором Петровичем после возвращения его на родную землю. Мария Семеновна Астафьева, познакомившись с материалами нашего проекта сказала: «Вы делаете очень нужное дело». К сожалению, Мария Семеновна умерла 16 ноября этого года и похоронена в Овсянке рядом с Виктором Петровичем.

Памяти В.П.Астафьева

Памяти В.П.Астафьева посвящается

29 ноября – день памяти В.П.Астафьева. Его нет с нами уже 11 лет, но каждый год этот день в нашей школе особенный: мы отдаем дань памяти писателю, чье имя посчастливилось носить нашей школе. Проходят годы, но произведения В.П.Астафьева актуальны так же, как и много лет назад. И чем больше читаешь В.П.Астафьева, тем сильнее ощущаешь величие и непостижимость его таланта.

В этот день мероприятия, посвященные памяти писателя, начались с самого утра. Родителей, сопровождающих в школу малышей, у входа встречали самые маленькие музейщики, пятиклассники. Они приготовили листовки «Читайте В.П.Астафьева вместе с нами!», в которых разместили отрывки из произведений писателя. Такие же листовки они вручали по дороге из школы жителям поселка. Ребята очень радовались, что некоторые взрослые, получив лист с рассказом писателя, тут же начинали читать.

А как замечательно подготовились к астафьевским чтениям учащиеся начальных классов! Задача у них была непростая: они готовили инсценировки по рассказам писателя. Вместе со второклассниками и мы проплыли на теплоходе, с третьеклассниками – прокатились на поезде и увидели, как мама-стрижиха защищала своих птенцов. Неподражаемы были учащиеся четвертых классов. Еще бы, ведь они старшие в своем звене! В их исполнении зрители увидели отрывки из рассказов «Запах сена», «Конь с розовой гривой» и «Гори-гори ясно!» Экспонаты из школьного музея помогли воссоздать на сцене обстановку деревенского быта, и это сделала выступления еще ярче и интереснее.

На литературную гостиную «Дети – это суд наш на миру» одиннадцатиклассники пригласили родителей. Говорили о произведении «Людочка». Рассказ написан в 1987 году, но кажется, что все это происходит сейчас, настолько злободневны проблемы, поднимаемые автором. Состоялся серьезный, по-настоящему «взрослый» разговор том, как научиться противостоять злу, как жить так, чтобы сохранить в душе добро, милосердие и сострадание?

Произведения В.П.Астафьева заставляют нас задуматься над этими и над многими другими вопросами. И неважно, кто ты: первоклассник или умудренный жизненным опытом старик – каждый может найти у него такое произведение, которое затронет душу, заставит задуматься и поможет жить в гармонии с самим собой.

И пусть напутствием нам будет мудрое слово писателя: «Ни Бог, ни природа не виноваты, что ты стал тем, чем стал. Ищи виноватого в себе, тогда не будет виноватых вокруг. Уверни тлеющий фитиль, погаси зло в себе, и оно погаснет в других. Только так, так, и не иначе, — это самый легкий, но и самый сложный путь к людскому примирению».

Фронтовые дороги В.П.Астафьева

Музей в СМИ
Летний образовательный модуль

 

Исследовательская деятельность

 

Дата обновления страницы: 17.11.2021

Базовая площадка института

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122